Предлагаю обсудить такой интересный вид инвестиций:
http://expert.ru/northwest/2014/40/rotatsiya-stomatologov/
http://expert.ru/northwest/2014/40/rotatsiya-stomatologov/
Стоматологическая клиника – это высокодоходный объект готового бизнеса с умеренным уровнем риска, высокой рентабельностью текущей деятельности и низким сроком окупаемости.
Поле для инвестиций
Для многих инвесторов стоматологический бизнес рассматривается как очень привлекательная инвестиционная сфера. Неслучайно средний ежегодный оборот рынка платных стоматологических услуг России составляет порядка 2,5-3 млрд долларов, при этом годовой оборот всех платных медицинских услуг в стране достигает 5 млрд долларов. Значит, люди готовы тратить деньги на стоматологические услуги в большей степени, чем на другие.
Организация стоматологического бизнеса затратнее, чем открытие другого бизнеса, например в сфере услуг. Самое дорогое – это оборудование. Причем связь здесь прямо пропорциональна. Чем дороже и качественнее оборудование – тем меньше шансов у профессионального доктора совершить ошибку, а значит, больше шансов сохранить клиента
Окупаемость достаточно недешевого стоматологического бизнеса специалисты бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест» оценивают в срок до пяти лет. При этом стоматологическую клинику продать достаточно легко, и сделать это можно с серьезной выгодой для продавца. Не зря в последнее время появились бизнесмены, которые занимаются тем, что с нуля строят технически оснащенные клиники специально для продажи. Прибыль в таких случаях очевидна. Покупка помещения для небольшой стоматологии (до трех кресел), ее ремонт и полное техническое оснащение обойдутся примерно в 1 млн долларов. А продать такой объект можно за сумму, которая начинается от 1,5 млн долларов. Учитывая реально серьезный спрос на такие объекты, подобные инвестиции довольно привлекательны. Более того, в Санкт-Петербурге специалисты сталкивались с фактами продажи еще не достроенных до конца и не получивших всех лицензий стоматологий.
Риски есть всегда
Что касается рисков, то, как ни странно, у сетевых игроков стоматологического бизнеса их больше, чем у частных кабинетов. Когда случается врачебная ошибка или есть претензия со стороны клиента, негатив транслируется на всю сеть клиник, а не на отдельного врача. Так что для крупных стоматологий потеря доверия со стороны клиентов куда опаснее, чем для мелких кабинетов.
Спрос на стоматологические услуги постоянный, кроме того, отсутствует так называемый отложенный спрос. Все понимают: не вылечишь зуб вовремя, позже придется заплатить в разы больше. Поэтому риски для бизнесменов сводятся к минимуму. Правда, есть маркетинговые риски. Конечно, стоматологию необходимо открывать в людном и хорошо доступном для клиентов месте. Но и у «удаленных» стоматологических кабинетов есть выход – работать по договору со страховыми компаниями. В этом случае человеку придется посетить клинику, а владельцу предстоит удерживать опытных и профессиональных специалистов, к которым клиенты будут приходить, и уже не так важно, где стоматология располагается.